Хейлир

О сказках и пересказах

1

О сказках и пересказах

Автор Хейлир
http :// heylir . livejournal . com /

Авторское предисловие: нижеследующее есть юмористическая фантазия (с фантастической предпосылкой) на тему определённой интерпретации отношений двух персонажей ТНГ, в том числе на тему фанфиков, развивающих эту интерпретацию.

Автор не разделяет несколько категорическое мнение, высказанное одним из действующих лиц, о пишущих подобного рода произведения. Однако автор согласен как с высказанной характеристикой данной интерпретации, так и с утверждением, что подобного рода произведения тем не менее могут содержать вполне разумные замечания, рассуждения и т.п. (и, следовательно, могут быть интересными - вопреки этой интерпретации, а не благодаря ей.)

У всех упомянутых в текстах произведениях (кроме пятого) есть реальные прототипы, названия которых (и цитаты из них) не приводятся во избежание их рекламы. Думаю, читавшим прототипы достаточно информации в тексте, чтобы определить первое, третье и четвертое из них. С пятым произведением автор не определился, хотя у него есть на этот счёт некоторые предположения.

Автор осведомлен о том, что поведение двух действующих лиц в данном произведении отнюдь не типично для них, и никоим образом не считает, что нечто подобное могло бы произойти в действительности (даже при реализации фантастической предпосылки). Описанное поведение персонажей отчасти призвано двигать «сюжет», отчасти - пародировать ту самую интерпретацию их поведения.



Всем пишущим об этом -
с горечью и недоумением
посвящается.


Время действия: после финальной серии ТНГ, но перед «Поколениями».

Место действия: Рабочий кабинет капитана Пикара.


Капитан сидит за столом, не отрывая глаз от экрана вьюера. Он читает какой-то текст, внимательно и вдумчиво. Сейчас, когда он наедине с собой, его чувства ясно отражаются на лице. Он то кивает головой, то хмурится, то улыбается, то качает головой в знак несогласия, то останавливается на несколько секунд, чтобы поразмыслить. Но где-то на последней трети текста выражение его лица радикально меняется. Теперь на нём - отвращение, гнев, возмущение пополам с недоверием и недоумением. Чем дальше он читает, тем сильнее делаются эти чувства. Наконец, дочитав до конца, он резко выключает вьюер. Некоторое время сидит, глядя прямо перед собой и мрачно о чём-то размышляет. Его губы плотно сжаты.

Внезапно по другую сторону стола, непосредственно напротив капитана, в яркой вспышке света появляется Кью.

Кью (с ужасным американским акцентом) : Bon jour , mon capitaine !

Пикар от неожиданности вздрагивает. Затем вскакивает на ноги, попутно опрокинув своё кресло, и, отпрянув назад, выставляет перед собой руку с раскрытой ладонью, словно пытаясь защититься.

Пикар (с отвращением, к которому примешивается что-то, подозрительно напоминающее испуг) : Не подходи ко мне!

По лицу Кью видно, что он ошарашен. Он не ждал такого приёма . Пожалуй, хотел чуточку испугать… но это ? Что случилось?

Кью (ошеломлённо) : Жан-Люк, да что с тобой такое?
Пикар (не меняя позы) : Не подходи!!
Кью (не двигаясь с места и стараясь говорить помягче, как с душевнобольным) : Жан-Люк, это же я, Кью. Ты что, меня не помнишь? (Никакой реакции. В тоне Кью проступают заискивающие нотки) : Помнишь, в прошлый раз я спас весь Альфа-квадрант, и всё человечество, и твой корабль, и твою команду, и тебя, и твою золотую рыбку? Когда дал тебе нужную подсказку, помнишь? Ты мне даже «спасибо» сказал… (снова никакой реакции. Кью начинает мямлить) : Ну хорошо, да… знаю, я сам вас в это и втравил… но ведь приказ Континуума… не я, так кто-нибудь другой… а я ведь вам помог, правда? (не дождавшись ответа, с новым жаром) : А в позапрошлый раз я доказал, что поступок, о котором ты всю жизнь сожалел, сделал тебя таким, какой ты есть! (Молчание. Менее уверенно) : Ну да, я немного поиздевался над тобой… но ты же сам потом Райкеру говорил, что я проявил сострадание, помнишь? (То же молчание. Кью начинает сердиться) : Я не хотел тебе об этом напоминать, но, в конце концов, я спас тебе жизнь! (В запале делает шаг к столу).

Пикар поспешно огибает стол, стараясь не поворачиваться к Кью спиной, и прижимается к стене.

Пикар (тот же жест) : Не подходи!!!

Кью оборачивается к нему, но попыток приблизиться больше не делает. В его голос закрадывается грусть.

Кью: А как же мой самоотверженный поступок? Когда меня в наказание лишили сил, и я попросил убежища на твоём корабле, и вы спасли меня от Каламарейн, а я решил сдаться им добровольно, чтобы спасти «Энтерпрайз», и мне вернули силы за самоотверженный поступок… ты и это забыл, Жан-Люк? Я ещё потом сказал тебе «спасибо» за своё спасение, а ты ответил, что мы все совершаем ошибки, помнишь? (Молчание. Кью хмурится) : Или… это из-за Вэш? Так у тебя ж от неё одни неприятности были! И потом, если хочешь знать, меня она тоже бросила! Я за ней аж на Deep Space 9 бегал, умолял вернуться, Сиско мне… (вовремя останавливается, машет с досадой рукой) : А она! (По-прежнему никакой реакции. Лицо Кью внезапно омрачается, он спрашивает совсем другим тоном) : Или ты всё ещё сердишься за…

Неожиданно эти слова Кью оказывают долгожданное воздействие.

Пикар (резко обрывая Кью) : Перестань! Нечего мне тут зубы заговаривать! Я теперь всё знаю!

Кью, наконец получив хоть какую-то информацию, начинает усиленно соображать.

Кью (растерянно) : Что ты знаешь? (Морщит лоб) : Это насчёт Аманды? Ну да, это мои штучки с планетой были, я соврал… Но мне позарез надо было её убедить! Иначе её казнили бы, Жан-Люк, не я, так кто-нибудь другой! (Молчание. Кью снова мрачнеет, тем же тоном, что и в первый раз) : Или это всё из-за…

Пикар (снова обрывая его) : Хватит! Ты меня не обманешь! Я теперь всё понял!

Кью неосторожно делает шаг вперёд.

Пикар (хочет отступить, но натыкается на стенку. С отчаянным презрением) : Не подходи ко мне, извращенец!

Кью (потеряв последнее терпение, практически рявкает) : Я НЕ ИЗВРАЩЕНЕЦ, Я ИЗВЕРГ!

Этот непонятный выкрик выбивает Пикара из наезженной колеи. Капитан недоумённо хмурится, но теперь с ним хотя бы можно разговаривать.

Кью (небрежно) : Звиняйте, перепутал вселенные. (Требовательно) : Так чего ты там понял, mon capitaine ?

Пикар (уже придя в себя, обвиняющим тоном) : Я понял, почему ты прицепился ко мне как репей, почему ты никак нас в покое оставить не можешь!

Кью (ошеломлён такой постановкой вопроса, у него появляются первые подозрения, но он не хочет им верить. Опять мямлит) : Ну, как почему… Скучно же! Вот и тянет поразвлечься… Что плохого?

Пикар (с горечью внезапно прозревшего человека, готового бросить правду в лицо свирепому тирану) : Нет, теперь я всё понял. Всё! (с досадой на себя) : Как я только раньше не догадался! Все эти твои « mon capitaine », твоя неприязнь к доктору Крашер, объятия, появление в моей спальне, в моей кровати… (зло передразнивает Кью) : «Во всей вселенной у меня нет человека ближе тебя, Жан-Люк»… «Если бы я знал об этом раньше, я бы принял облик женщины»… Тьфу!

Кью (до него начинает доходить справедливость его подозрений, но он всё ещё не может до конца в это поверить) : Жан-Люк, да ты что… Это шутка была! И всё остальное - тоже шутка! А Беверли Крашер - зануда, вот и всё! (Впопыхах хватается за первый подвернувшийся под руку аргумент) : Ну сам посуди, если бы… если бы это было правдой, зачем мне тогда было отбивать у тебя Вэш?

Пикар (морщась) : Знаю, зачем. Там и это объяснено. (Смотрит на Кью с явным отвращением).

Кью (с проблеском надежды) : Где «там»? Какой бредятины ты начитался, Жан-Люк?

Пикар молчит.

Кью (настойчиво) : Ну же! Имею я право знать источник твоих оскорбительных инсинуаций или нет?

Пикар (несколько нерешительно ): Я прочитал одну статью… там подробно анализируется… ваше поведение в те… восемь раз, что вы были здесь, и потом… довольно убедительно делаются выводы. (Снова морщится).

Кью ( его растерянность сменяется спортивным азартом) : А ну, покажи! (Перемахивает через стол Пикара, садится в его кресло.)

Капитан, одарив Кью мрачным взглядом, подходит к столу и включает вьюер, на экране появляется текст.
Кью прочитывает название статьи и расплывается в довольной улыбке. Несколько абзацев, и Кью начинает напоминать Чеширского Кота. Но тут он подмечает на себе взгляд Пикара, и его улыбка делается притворно-скромной.

Кью (небрежно) : Это всё, конечно, очень лестно… и в чём проблема?

Пикар вместо ответа прикасается к панели и прокручивает примерно две трети статьи.

Пикар (мрачно) : Вот отсюда.

Кью начинает читать. По мере чтения выражение его лица меняется, но, в отличие от лица Пикара, на нём не появляется ни гнева, ни возмущения - скорее усмешка чем-то очень позабавленного человека, иногда переходящая в скепсис, издёвку или лёгкое презрение. Пару раз он сглатывает с лёгким намёком на отвращение. Дочитав, возвращается к началу и одним взглядом пробегает ещё не прочитанную часть статьи. Поворачивается к Пикару.

Кью (с насмешливым удовлетворением) : Значит, именно эта дурацкая романтическая фантазия вдохновила тебя на сегодняшнее идиотское поведение?

Пикар (несколько растерянно, почти оправдываясь) : Но там столько разумных замечаний… даже в последней части. Например, как ты обнимал Вэш и говорил ей: «Я отведу тебя туда, куда не ступала нога человека», а смотрел при этом на меня…

Кью (возмущённо) : Она тоже смотрела на тебя ! (опомнившись, улыбается) : Согласен, там попадаются разумные мысли… особенно по вопросу восприятия моей скромной персоны. (с ударением) : Но это ещё не означает правильности выводов! Слыхал поговорку «Каждый понимает в меру своей испорченности»? А что ты хочешь от американской девицы конца 20-го века, Жан-Люк? Ты же изучал историю Земли. У них у всех в это время мозги только в одну сторону работали! Это (показывает на экран) ещё цветочки… Ты знаешь, сколько на эту тему было написано фанфиков? (Щёлкает пальцами).

На экране вместо статьи появляется длиннющий список заголовков. Против каждого названия стоят какие-то загадочные буквы вроде NC 21, NC 17, реже попадается буква R , и совсем редко - PG 13.

Пикар (недоуменно) : «Фанфиков»?

Кью (легко) : Ну да, знаешь, они сочиняют рассказы об этом мире… и о нас с тобой тоже. Вот, например. (Щелчком пальцев открывает текст первого попавшегося фанфика.) Почитай. (Встаёт с кресла, уступая место Пикару.)

Пикар садится, с опаской глядя на экран, но всё-таки начинает читать. Первый же абзац заставляет его поморщиться, лицо принимает оскорблённое выражение. Прочитав страницу, он пролистывает текст дальше и останавливается наугад. Читает, и его лицо отчётливо зеленеет. Похоже, его сейчас вырвет.
Довольный Кью искоса наблюдает за реакцией Пикара - кажется, она его забавляет. Наконец решив, что с этим всё, Кью щелчком пальцев восстанавливает прежний список. Ещё не отошедший от потрясения Пикар очумело глядит на Кью. Тот невозмутимо улыбается, снова щёлкает пальцами - открывается другой текст.

Кью: Или вот. (Наставляет указательный палец на монитор, ведёт пальцем вниз, и на экране пролистывается примерно треть текста).

Пикар начинает читать, непонимающе хмурится. Кью, заглядывающий ему через плечо, тыкает пальцем в экран.

Кью: Это, по мнению автора, я… только в женском теле. Превратности судьбы, знаешь ли…

Видно, что ему самому не очень приятна эта тема. Похоже, он жалеет, что попался именно этот фанфик.
Пикар продолжает читать. На этот раз он не зеленеет и не оскорбляется, а несколько раз сглатывает, как раньше Кью, приложив при этом ладонь к горлу. На его лице - отвращение, смешанное с жалостью. Впрочем, Кью тоже не в восторге.

Кью: Ладно, хватит. (быстро меняя текст щелчком пальцев) : А это рассказик того же автора - что приятно, коротенький… и вообще милый. Кстати, рассказ ведётся от твоего лица.

Пикар читает. На этот раз - ни возмущения, ни отвращения. Он только растерянно хмурится, хотя иногда по его губам невольно скользит улыбка человека, увидевшего что-то донельзя забавное… как раньше у Кью.
Дочитав до конца, он с мрачной миной поворачивается к Кью, но его губы против воли снова дёргает улыбка, и неожиданно, будто от внутреннего толчка, он начинает смеяться, звонко и от души. Кью оторопело смотрит на капитана, но через мгновение он уже вторит смеху Пикара. Этим общим смехом словно разряжается душная атмосфера.

Кью (ещё не совсем отсмеявшись, одобрительно) : Ну наконец-то нашёл единственный достойный ответ! А то смотреть было тошно.

Пикар (уже серьёзно) : Странно… если бы это было написано в шутку, я бы счёл её глупой и несмешной. Но ведь автор писал это всерьёз.

Кью (кивает) : Как и автор той статьи. В этом-то и вся соль. Смешна не сама глупость, а те, кто принимают её всерьёз. (Лукаво) : Как один наш общий знакомый.

Пикар (смущённо опускает глаза) : Я… я просто… там всё было так аргументированно, что…

Кью (безжалостно поддразнивая) : Что потребовалось художественное развитие этих идей, чтобы убедить тебя в их нелепости? (Взгляд на Пикара) : Или ты ещё не совсем убеждён? Может, другие варианты развития покажутся тебе более убедительными? (Взмах руки в сторону экрана, на котором снова красуется список) : У нас в запасе ещё несколько сотен - хочешь изучить все?

Пикар поспешно мотает головой.
Кью (с невинным выражением лица, а в глазах прыгают чёртики) : Хотя у меня есть идея получше. (Пикар встревоженно смотрит на него.) Я могу… облечь эти выдумки в плоть и кровь, так сказать… и мы полюбуемся на это со стороны.
Пикар (в его глазах - ужас) : Нет, только не это! Умоляю тебя!

Кью (немного смягчившись) : Ну, как хочешь… я же не настаиваю. (укоризненно) : Хоть ты и заслуживаешь наказания за сегодняшнее дурацкое поведение. Ты меня разочаровал, Жан-Люк. С этих глупых девиц конца 20-го - начала 21-го века что взять, но… я думал, ты выше этого. Полагал, что человечество действительно изменилось с тех варварских времён, стало просвещённей… а ты тут такие сцены устраиваешь.
Пикар смотрит в пол.
Кью (презрительно пожимая плечами) : Допустим даже, что человечество по сути своей осталось в таком же животном состоянии, но хоть обо мне ты бы мог не судить по себе подобным? Эти барышни просто не в состоянии представить себе отношений, которые не начинаются, не заканчиваются, не сводятся и не исчерпываются (с отвращением) этим , но я-то тут причём? Неужели ты действительно возомнил, что эта телесная оболочка (зажимает между пальцами кожу руки) имеет какое-то отношение ко мне? К моим чувствам и мыслям? Что они могут быть порождены… (снова гримаса отвращения) Мы - не телесные существа, мы выше этого, мы сотканы из чистой энергии разума. И мой человеческий облик - всего лишь инструмент для выражения в понятной вам форме чего-то, что существует на совершенно отличном от вашего уровне. А ты, вслед за этими (взмах в сторону экрана) не нашёл ничего лучше, как свести это к самой пошлой и низменной стороне человеческой жизни. Как ты мог поверить, что это жалкая пародия имеет какое-то отношение ко мне? Неужели ты настолько ограничен своими убогими понятиями?

К этому моменту Пикар уже готов провалиться сквозь землю.

Пикар (растерянно) : Но… это ведь не просто фантазии… там… и в статье, и потом, были… было что-то…

Кью: Что-то было. (тепло) Но это были не мы . (Делает движение рукой - положить её на плечо Жан-Люку, но на полпути останавливается. Пикар замечает это, Кью замечает, что Пикар это замечает, и оба смеются. Кью, смеясь, всё-таки кладёт руку Пикару на плечо. Проникновенно) : Это не мы , понимаешь, Жан-Люк? Они сумели увидеть только отблеск истинных нас, извратить его и опошлить, но это не имеет никакого отношения к нам . «Как сказка в пересказе глупца…»

Пикар (подхватывает) : «Она полна трескучих слов…»

Кью (заканчивая) : «И ничего не значит». Ничего. Они упустили суть сказки, она просочилась у них меж пальцев и ушла в песок. Это не значит ничего, Жан-Люк.
Лицо Пикара светлеет. Впервые он становится снова похожим на себя.
Пикар (с задумчивой грустью ): Но если это так… (после паузы) : Как обидно!
Кью (сразу поняв его и отбросив проникновенность, бодро) : Ну, всё не так уж плохо! Есть и те, кто сумел разглядеть побольше или не извращать увиденного. (Машет рукой, на экране появляется другой список названий, куда короче первого. Возле заголовков в основном стоят буквы PG и PG 13.) Хочешь убедиться? Конечно, это всё тоже выдумка, иногда смешная или глупая, иногда просто клевета - но всё-таки эти ближе к нам, чем те . Тут, кстати, есть и написанные авторами тех . Видимо, даже среди них есть не совсем безнадёжные. (Открывает рассказ) : Хотя бы вот.
Пикар смотрит на монитор с куда большей опаской, чем раньше.
Кью (сдерживая улыбку) : Да не бойся ты, читай!
Пикар начинает читать, медленно и осторожно. Кью присаживается на краешек стола и следит за процессом, переводя взгляд с лица Пикара на монитор и обратно. Постепенно глаза Пикара начинают двигаться по строчкам быстрее, его всё больше и больше захватывает повествование.
Кью, увидев это, бесшумно поднимается и заходит Пикару за спину. Капитан, увлечённый чтением, даже не замечает этого.
Кью смотрит на Пикара долгим взглядом, и в глазах его мелькает странное чувство, похожее на… нежность?
Потом Кью качает головой.
Кью (еле слышно, с непонятной интонацией, непонятно о ком) : Как же всё-таки глупы эти смертные!
Щелкнув пальцами, он исчезает в яркой вспышке света.
Пикар не замечает и этого, целиком поглощённый рассказом. Наконец дочитав до конца, он отрывает взгляд от монитора. На его лице глубокая растерянность, он почти потрясён.

Пикар (ошеломлённо) : Но… Кью, ведь это не правда? Это не может быть правдой? (Только сейчас замечает, что Кью исчез. В пустоту) : Кью, пожалуйста, ответь! Ведь это не правда?!


КОНЕЦ.




Оставить комментарий